(029) 673-04-63
(029) 756-04-64

ул.Раковская,32 офис 8

Главная Новости В поисках альтернативы льготному кредитованию .

В поисках альтернативы льготному кредитованию .

В правительстве считают, что в Беларуси уже назрела необходимость строительства жилья для сдачи в аренду на условиях коммерческого или некоммерческого найма. Такой вывод следует из материалов парламентских слушаний, посвященных вопросам финансирования жилищного строительства.

Вице-премьер Республики Беларусь Виктор Буря, первый заместитель Министра архитектуры и строительства Михаил Абрамчук, депутаты Палаты представителей, банкиры – все говорили о том, что далеко не все сегодня могут позволить строить жилье в собственность даже с привлечением льготных кредитов.



«Считаю возможным остановится на таком направлении решения жилищных проблем населения, как развитие системы жилья для сдачи в аренду с взиманием платы за пользование жилыми помещениями», – заявил В. Буря. Эта система, по мнению вице-премьера, может подойти тем гражданам, «кто не только не накопил или не в состоянии накопить средства на жилищное строительство или покупку жилья, но также кто не хочет или не может выплачивать кредиты» или вообще не хочет приобретать жилье в собственность.



Однако реализация данного направления, как заметил В. Буря, сопряжена с необходимостью единовременного вложения значительных средств и с высокими сроками окупаемости. «В нынешних условиях строительство и эксплуатация такого жилья возможны лишь при поддержке государства. Также необходима разработка соответствующих нормативно-правовых актов», – считает вице-премьер.



Отработать все вопросы, связанные с необходимостью развития института аренды жилья, Минстройархитектуры предлагает на конкретном доме, который в скором времени будет построен в Минске.



Второе направление, которое нуждается в развитии и может стать альтернативой льготному кредитованию – это система жилищных строительных сбережений. Для ее создания в Беларуси предстоит принять соответствующий закон, а также внести изменения в законодательство для устранения проблем, препятствующих реализации закона об ипотеке. Потому что без ипотеки не сможет работать система жилищных стройсбережений.



Проект закона о стройсбережениях находится в состоянии разработки уже несколько лет. А не принят он до сих пор потому, что не были решены два самых важных концептуальных вопроса этого документа: какой должна быть система стройсбережений – открытой или закрытой, и нужно ли предусмотреть государственные премии, которые начисляются участникам аналогичной системы во всех странах, где такая система действует.



К сожалению, как замечали некоторые из выступающих, время, когда следовало запустить систему стройсбережений в нашей стране, упущено. Даже если Правительство, Национальный банк и прочие заинтересованные придут к консенсусу и закон о стройсбережениях все же будет принят в следующем году, то результаты от его принятия появятся только через лет 6-7.

В частности, около 1 года нужно, чтобы население поверило в систему, и еще 5-6 лет уйдет на то, чтобы первые участники смогли пройти накопительный этап и получить кредиты на приобретение жилья. И все это время в стране по-прежнему основным источников финансирования жилищного строительства будут выступать льготные кредиты, которые, как было замечено, во время слушаний, уже сегодня становятся серьезным бременем для бюджета и банков.



Заместитель председателя правления Нацбанка Николай Лузгин сообщил, что за 10 месяцев банки выдали кредитов на жилищное строительство и покупку жилья на сумму Br4,3 трлн., что на 31% больше, чем за соответствующий период прошлого года. Из них льготных кредитов выдано Br3,6 трлн., в том числе через Беларусбанк – Br2,7 трлн., и Белагропромбанк – Br900 млрд.



Годовой прогноз выдачи льготных кредитов за 10 месяцев выполнен на 114,1%. Вместе с тем возникла дополнительная потребность в средствах на финансирование льготного кредитования жилья. Вызвано это тем, что изменены критерии отнесения граждан к категории имеющих право на льготные кредиты при осуществлении жилищного строительства, а также необходимость создания задела по жилищному строительству в 2010 году в размере 7,5 млн.кв.метров.



Ко всему прочему, внесены изменения в указ президента, которые дают возможность государственным застройщикам (в частности, УКСам) получать льготные кредиты и приступать к возведению домов, предназначенных для очередников-льготников, не ожидая когда эти же льготные кредиты принесут им сами граждане.



Между тем наращивание объемов кредитования в сегодняшних условиях обусловили серьезный рост подверженности банковского сектора риску ликвидности. По словам Н.Лузгина, за 10 месяцев текущего года «увеличился разрыв между долгосрочными активами и пассивами банковского сектора, который достиг Br19,2 трлн. к 1 ноября 2009 года (рост на Br8,8 трлн. с начала года)». При этом наибольшие проблемы с ликвидностью испытывают Беларусбанк и Белагропромбанк, на которых лежит основная нагрузка по финансированию государственных программ, в том числе и жилищных программ.



О том, насколько затратными для бюджета являются льготные кредиты, говорит следующая информация. Если в 2008 году на компенсацию банкам процентов по льготным кредитам, выданным на жилищное строительство гражданам, из бюджета направлено Br500 млрд., то в 2010 году планируется на эти цели использовать Br1,3 трлн.



И чем дальше будут отодвигаться сроки принятия закона о жилищных стройсбережениях, тем ощутимее будут расходы бюджета, подчеркнул В. Буря. Вице-премьер уверен, что средствами граждан, которые сейчас лежат у граждан на депозитах (Br17 трлн. на 15.11.2009 г., в том числе Br9,5 трлн. – в иностранной валюте) можно будет воспользоваться на долгосрочной основе с целью финансирования жилищного строительства в том случае, когда люди будут уверены в их сохранности и получения сравнительно большего дохода.



Альтернативой сложившейся системе льготного кредитования могла бы стать реализация института ипотеки, полагает В. Буря. Тем более что есть закон об ипотеке. Однако, по словам вице-премьера, в настоящих условиях ипотека затруднена по ряду причин: отсутствие условий для долгосрочного кредитования, высокие процентные ставки по кредиту, вызванные относительно высоким уровнем инфляции, проблематичность обращения взыскания на заложенное жилое помещение по договору об ипотеке в случае нарушения получателем условий ипотечного договора и ряд других.



Между тем внедрение новых механизмов финансирования невозможно без решения общеэкономических вопросов, обеспечивающих параллельный рост реальных денежных доходов населения. Для успешного развития жилищного строительства жилье должно быть доступно с точки зрения финансового достатка граждан. Их средняя заработная плата должна догнать стоимость строительства квадратного метра жилья. Безусловно, при этом нужно будет продолжить работу по разумному сдерживанию роста стоимости строительства жилья в целом, считает заместитель премьер-министра.



В то же время все выступающие признавали, что средства, направленные на льготное кредитование, позволили строительному комплексу удержаться на плаву в условиях первого кризисного года и в определенной степени сдержать снижение ВВП.



В ходе парламентских слушаний было озвучено, что «по примерным расчетам ввод в эксплуатацию 1 млн.кв.метров жилья увеличивает ВВП на 0,67% и позволит создать 4 тыс. 650 дополнительных рабочих мест в соответствующих строительной отрасли».

Источник: nb.by

Назад

Уточнить стоимость и получить консультацию по услугам

После того, как вы оставите заявку наш менеджер позвонит вам и проконсультирует вас

Нажимая кнопку Отправить вы соглашаетесь на обработу ваших данных