Архив.Указ Президента Республики Беларусь № 667 Об изъятии и предоставлении земельных участков.
В целях совершенствования регулирования отношений в области охраны и использования земель на территории Республики Беларусь, в том числе порядка предоставления земельных участков при продаже недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности, расширения полномочий местных исполнительных комитетов в решении вопросов изъятия и предоставления земельных участков:
1. Установить, что:
1.1. земельные участки предоставляются:
гражданам на праве временного пользования, пожизненного наследуемого владения, частной собственности или аренды;
индивидуальным предпринимателям на праве аренды;
юридическим лицам Республики Беларусь на праве постоянного или временного пользования, частной собственности или аренды, юридическим лицам, не являющимся резидентами Республики Беларусь, - на праве аренды.
Вид вещного права, на котором может быть предоставлен земельный участок, определяется в соответствии с законодательными актами в зависимости от целей его использования и с учетом требований настоящего Указа;
1.2. изъятие и предоставление земельных участков, за исключением указанных в абзаце первом части первой пункта 2 настоящего Указа, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь, осуществляется:
сельскими, поселковыми исполнительными комитетами - из земель сельских населенных пунктов, поселков городского типа гражданам для строительства и (или) обслуживания одноквартирного, блокированного жилого дома, для строительства (установки) временных индивидуальных гаражей (отдельным категориям граждан Республики Беларусь в соответствии с законодательством), ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных;
районными исполнительными комитетами - из земель в границах районов для целей, связанных с ведением лесного, сельского, подсобного сельского хозяйства, традиционных народных промыслов, коллективного садоводства, дачного строительства, а также из земель городов районного подчинения, сельских населенных пунктов, поселков городского типа, дачных кооперативов, садоводческих товариществ, за исключением земель, решение по которым принимается сельскими, поселковыми исполнительными комитетами;
Минским городским исполнительным комитетом и городскими (городов областного подчинения) исполнительными комитетами - соответственно из земель г. Минска и городов областного подчинения;
областными исполнительными комитетами - из земель в границах области, за исключением земель, решение по которым принимается Минским городским, городскими (городов областного подчинения), районными, сельскими, поселковыми исполнительными комитетами;
администрациями свободных экономических зон - резидентам соответствующих свободных экономических зон в границах данных зон (если это право делегировано соответствующими областными, Минским городским и городскими (городов областного подчинения) исполнительными комитетами).
Одновременно с принятием решения об изъятии и предоставлении земельных участков областные, Минский городской, городские (городов областного подчинения), районные исполнительные комитеты, администрации свободных экономических зон в соответствии с их компетенцией по изъятию и предоставлению земельных участков при необходимости осуществляют перевод земельных участков из одних категорий в другие.
При этом администрации свободных экономических зон осуществляют действия, указанные в части второй настоящего подпункта, в случае, если право на перевод земельных участков в установленном порядке делегировано им соответствующими областными, Минским городским и городскими (городов областного подчинения) исполнительными комитетами.
Решения об изъятии и предоставлении земельных участков, об отнесении земель к определенным категориям и видам, о переводе их из одних категорий и видов в другие, принятые государственными органами в установленном законодательством порядке до вступления в силу настоящего Указа, имеют юридическую силу;
1.3. изъятие и (или) предоставление земельных участков для размещения важных оборонных и (или) военных объектов, дипломатических представительств, приравненных к ним представительств международных организаций и консульских учреждений иностранных государств в Республике Беларусь, а также при распоряжении высвобождаемым недвижимым имуществом государственными органами, имеющими воинские формирования и военизированные организации, осуществляется в порядке, установленном законодательными актами;
1.4. предоставление в аренду земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.
2. Изъятие и предоставление земельных участков из сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения, земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, лесных земель лесного фонда для целей, не связанных с назначением этих земель, а также перевод таких земель в иные категории и виды производятся областными и Минским городским исполнительными комитетами и допускаются:
2.1. для размещения объектов недвижимого имущества в случаях, когда такое размещение предусмотрено:
решениями Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь;
государственными программами, утвержденными Президентом Республики Беларусь или Советом Министров Республики Беларусь;
градостроительными проектами, генеральными планами городов, иных населенных пунктов и (или) градостроительными проектами детального планирования - в населенных пунктах;
схемами землеустройства районов, проектами внутрихозяйственного землеустройства с учетом государственной схемы комплексной территориальной организации Республики Беларусь, схем комплексной территориальной организации областей - вне населенных пунктов;
2.2. для размещения объектов недвижимого имущества в исключительных случаях, не предусмотренных подпунктом 2.1 настоящего пункта, когда отсутствует возможность размещения таких объектов на земельных участках из иных категорий и видов земель;
2.3. в иных случаях, предусмотренных законами или решениями Президента Республики Беларусь.
При этом принятие областными, Минским городским исполнительными комитетами в соответствии с подпунктом 2.2 настоящего пункта решений о размещении объектов недвижимого имущества несельскохозяйственного и нелесохозяйственного назначения, связанных с изъятием и предоставлением земельных участков, указанных в абзаце первом части первой настоящего пункта, допускается только при невозможности размещения этих объектов на земельных участках несельскохозяйственного назначения, или непригодных для ведения сельского хозяйства, или на сельскохозяйственных землях худшего качества, а также на землях, не покрытых лесом либо занятых малоценной древесно-кустарниковой растительностью, в случае предоставления земельного участка из земель лесного фонда.
3. При продаже на территории Республики Беларусь в установленном порядке недвижимого имущества (капитальных строений (зданий, сооружений), включая входящие в состав предприятий как имущественных комплексов), находящегося в государственной собственности, в том числе путем проведения аукциона, одновременно осуществляется продажа права заключения договора аренды земельного участка, необходимого для обслуживания этого имущества, если иное не установлено законами или решениями Президента Республики Беларусь.
4. Местные исполнительные комитеты формируют перечни свободных (незанятых) земельных участков, в том числе с расположенными на них неиспользуемыми объектами недвижимости, подлежащими сносу (далее - свободные (незанятые) земельные участки), находящихся в населенных пунктах, на территории районов, включая садоводческие товарищества, дачные кооперативы, которые могут быть предоставлены гражданам для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов, коллективного садоводства, дачного строительства. Информация о наличии таких земельных участков должна быть полной, достоверной, открытой, доступной и подлежит включению в перечни с указанием целей возможного использования этих участков.
Перечни свободных (незанятых) земельных участков поддерживаются в актуальном состоянии, ежемесячно обновляются и размещаются на информационных стендах и официальных сайтах местных исполнительных комитетов в глобальной компьютерной сети Интернет, а также могут распространяться иными доступными способами, в том числе через средства массовой информации.
5. Земельные участки предоставляются в установленном порядке, если иное не предусмотрено пунктом 6 настоящего Указа, по результатам аукционов:
на право заключения договоров аренды земельных участков - в аренду гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам;
с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений) - в аренду индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам;
по продаже земельных участков в частную собственность - в частную собственность гражданам Республики Беларусь для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов (за исключением случаев, когда земельные участки находятся в пользовании, пожизненном наследуемом владении этих граждан или на праве аренды, но с расположенными на них жилыми домами, принадлежащими гражданам на праве собственности), а также негосударственным юридическим лицам Республики Беларусь в случаях, предусмотренных законодательными актами.
6. Без проведения аукциона на право заключения договоров аренды, аукциона с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений) и аукциона по продаже земельных участков в частную собственность земельные участки предоставляются на вещных правах в соответствии с законодательными актами в области охраны и использования земель:
государственным органам, иным государственным организациям (за исключением предоставления земельных участков для строительства автозаправочных станций);
сельскохозяйственным организациям, в том числе крестьянским (фермерским) хозяйствам, иным организациям - для ведения сельского, подсобного сельского хозяйства;
научным организациям, учреждениям образования - для исследовательских или учебных целей в области сельского либо лесного хозяйства;
государственным лесохозяйственным учреждениям, организациям местных исполнительных и распорядительных органов, в компетенцию которых входит ведение лесопаркового хозяйства, - для ведения лесного хозяйства;
религиозным организациям, иным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям - для строительства культовых строений и мест погребения;
гражданам Республики Беларусь, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, постоянно проживающим в населенных пунктах и работающим в этих населенных пунктах или на территории районов, в которых находятся такие населенные пункты, - для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов в данных населенных пунктах;*
гаражным (гаражно-строительным) кооперативам и кооперативам, осуществляющим эксплуатацию автомобильных стоянок, - для строительства и эксплуатации гаражей, автомобильных стоянок для хранения транспортных средств граждан Республики Беларусь - членов таких кооперативов;
гражданам Республики Беларусь - для ведения личного подсобного хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства, традиционных народных промыслов, огородничества, сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, а также отдельным категориям граждан Республики Беларусь в соответствии с законодательством - для строительства (установки) временных индивидуальных гаражей;
садоводческим товариществам, гражданам Республики Беларусь - для ведения коллективного садоводства;
гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, если по условиям отвода земельного участка требуется предоставление им другого земельного участка взамен изымаемого (в том числе взамен намеченного к изъятию и предоставлению этим лицам);
гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам - для оформления правоудостоверяющих документов на земельные участки, на которых расположены принадлежащие им на праве собственности или ином законном основании капитальные строения (здания, сооружения);
гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, получившим в установленном законодательством порядке до 2 мая 2006 г. разрешения сельских, поселковых, городских, районных исполнительных комитетов на проведение проектно-изыскательских работ для строительства в г. Минске, областных центрах и пригородных зонах этих городов капитальных строений (зданий, сооружений), если проведение аукционов на эту дату не предусмотрено законами или решениями Президента Республики Беларусь;
гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, получившим в установленном законодательством порядке до 1 января 2008 г. разрешения сельских, поселковых, городских, районных исполнительных комитетов на проведение проектно-изыскательских работ для строительства капитальных строений (зданий, сооружений) на территории, не указанной в абзаце тринадцатом части первой настоящего пункта, если проведение аукционов на эту дату не предусмотрено законами или решениями Президента Республики Беларусь;
резидентам свободных экономических зон - для строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества в этих зонах;
при необходимости занятия дополнительного земельного участка, если при проведении реконструкции существующего объекта без изменения его функционального назначения либо в ходе выполнения проектно-изыскательских работ выяснилось, что для строительства объекта требуется земельный участок большего размера;
при приобретении не завершенных строительством, незаконсервированных капитальных строений (кроме не завершенных строительством жилых домов и жилых помещений), решение об отчуждении которых принято Президентом Республики Беларусь;
юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям - для размещения объекта недвижимого имущества на территории Республики Беларусь, если строительство такого объекта и конкретное юридическое лицо, индивидуальный предприниматель определены решением Президента Республики Беларусь либо государственной программой, утвержденной Президентом Республики Беларусь или Советом Министров Республики Беларусь;
по решению Президента Республики Беларусь в иных случаях.
Если иное не предусмотрено законами, правовыми актами Президента Республики Беларусь, областные, Минский городской исполнительные комитеты определяют вещные права на земельные участки, предоставляемые данными исполнительными комитетами без проведения аукциона в соответствии с частью первой настоящего пункта гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам для строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества.
Победителям аукциона с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений) земельные участки предоставляются без проведения аукциона на право заключения договоров аренды. Решение о проведении аукциона с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений) принимается Минским городским исполнительным комитетом, городским исполнительным комитетом областного центра в отношении земельных участков в г. Минске и областных центрах, на которых находятся объекты недвижимости, подлежащие сносу.
Если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, то при предоставлении земельных участков в аренду для целей, указанных в абзацах втором - седьмом, девятом - двенадцатом части первой настоящего пункта, плата за право заключения договоров аренды этих участков не взимается, а для целей, определенных в абзацах восьмом, тринадцатом - восемнадцатом названной части, такая плата взимается на основании их кадастровой стоимости. Размер и условия внесения платы за право заключения договоров аренды земельных участков для целей, указанных в абзаце девятнадцатом части первой настоящего пункта, определяются в соответствии с решением Президента Республики Беларусь.
Порядок определения размера платы за право заключения договоров аренды земельных участков, предоставляемых без проведения аукционов согласно части первой настоящего пункта, а также начальной цены предмета таких аукционов устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.
В случае, если решение о предоставлении земельных участков в аренду для строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества, в том числе по результатам аукционов, входит в компетенцию областных, Минского городского, городских (городов областного подчинения) исполнительных комитетов, данными органами может быть принято решение о предоставлении рассрочки внесения платы за право заключения договоров аренды земельных участков.
Без проведения аукциона на право заключения договора аренды земельные участки для строительства и обслуживания многоквартирных жилых домов (за исключением жилых домов повышенной комфортности*) предоставляются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в постоянное и (или) во временное пользование.
Земельные участки предоставляются из государственной собственности в частную собственность граждан Республики Беларусь по их кадастровой стоимости, за исключением земельных участков, передаваемых в частную собственность граждан Республики Беларусь по результатам аукционов по продаже земельных участков в частную собственность для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов в соответствии с законодательными актами. При предоставлении земельных участков в собственность таким лицам по результатам проведения аукциона их стоимость определяется по результатам аукциона и не может быть ниже их кадастровой стоимости.
Земельные участки предоставляются из государственной собственности в частную собственность негосударственных юридических лиц Республики Беларусь только в случаях, предусмотренных законодательными актами, и по кадастровой стоимости этих участков, если иное не определено Президентом Республики Беларусь. При предоставлении земельных участков в собственность таким лицам по результатам проведения аукциона по продаже земельных участков в частную собственность их стоимость определяется по результатам аукциона и не может быть ниже их кадастровой стоимости.
7. Право на земельный участок возникает у гражданина, индивидуального предпринимателя или юридического лица с момента государственной регистрации этого права в организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (далее - организация по государственной регистрации) и удостоверяется свидетельством (удостоверением) о государственной регистрации.
Документы, удостоверяющие право на земельные участки, выданные до 1 февраля 2006 г., являются действительными и имеют одинаковую юридическую силу со свидетельством (удостоверением) о государственной регистрации.
8. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель в течение шести месяцев, а гражданин в течение одного года со дня получения свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации создания земельного участка и возникновения права на него обязаны приступить к занятию данного участка в соответствии с целью и условиями его предоставления (начать строительство, иное освоение земельного участка).
При предоставлении земельного участка по результатам аукциона на право заключения договора аренды или аукциона по продаже земельного участка в частную собственность срок, в течение которого победитель такого аукциона обязан приступить к занятию данного участка (начать строительство, иное освоение земельного участка), определяется в решении местного исполнительного комитета и не может превышать срока, установленного в части первой настоящего пункта.
При предоставлении земельного участка по результатам аукциона с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений) срок, в течение которого победитель такого аукциона обязан приступить к занятию данного участка (начать строительство, иное освоение земельного участка), определяется в договоре на реализацию права проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений) и не может превышать срока, установленного в части первой настоящего пункта.
Если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель в течение шести месяцев (в иной срок, определенный в договоре на реализацию права проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений), решении местного исполнительного комитета о предоставлении земельного участка), а гражданин в течение одного года (в иной срок, указанный в решении местного исполнительного комитета о предоставлении земельного участка) со дня получения свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации создания земельного участка и возникновения права на него не приступили к занятию данного участка в соответствии с целью и условиями его предоставления (не начали строительство, иное освоение земельного участка), местный исполнительный комитет в соответствии с его компетенцией по изъятию и предоставлению земельных участков не позднее одного месяца со дня истечения указанного срока направляет такому лицу предписание о необходимости занятия данного участка (начала строительства, иного освоения земельного участка) в соответствии с целью и условиями его предоставления. Срок, указанный в предписании, не может превышать одного месяца.
В случае, если лицо по истечении срока, указанного в предписании, не начинает строительство, иное освоение земельного участка в соответствии с целью и условиями его предоставления, местный исполнительный комитет в соответствии с его компетенцией по изъятию и предоставлению земельных участков:
принимает решение о прекращении права пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, содержащее условия дальнейшего его использования и обязательное для исполнения предписание организации по государственной регистрации осуществить государственную регистрацию прекращения права на земельный участок, находящийся у гражданина, индивидуального предпринимателя или юридического лица в пользовании либо пожизненном наследуемом владении, и после государственной регистрации прекращения этого права решает вопрос о дальнейшем использовании этого участка;
подает в суд заявление о прекращении права частной собственности на земельный участок и после вступления решения суда в законную силу о прекращении такого права и государственной регистрации прекращения права частной собственности на земельный участок у гражданина или юридического лица решает вопрос о дальнейшем использовании этого участка;
принимает решение о расторжении договора аренды земельного участка, если право расторжения договора аренды земельного участка в одностороннем порядке предусмотрено данным договором, содержащее условия дальнейшего его использования и обязательное для исполнения предписание организации по государственной регистрации осуществить государственную регистрацию прекращения права аренды земельного участка у гражданина, индивидуального предпринимателя или юридического лица, и после государственной регистрации прекращения этого права решает вопрос о дальнейшем использовании такого участка либо подает в суд заявление о расторжении договора аренды земельного участка и после вступления решения суда в законную силу о расторжении такого договора и государственной регистрации прекращения права аренды земельного участка у этих лиц решает вопрос о его дальнейшем использовании.
Организация по государственной регистрации осуществляет в соответствии с частью пятой настоящего пункта государственную регистрацию прекращения права на земельный участок у гражданина, индивидуального предпринимателя или юридического лица в течение 7 рабочих дней со дня получения предписания местного исполнительного комитета, копии решения суда, направленной местным исполнительным комитетом.
Государственная регистрация, предусмотренная абзацами вторым - четвертым части пятой настоящего пункта, осуществляется за счет средств соответствующего местного бюджета.
9. Если со дня принятия решения о предоставлении земельного участка и до 2 мая 2006 г. прошло более двух лет, а гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо не приступили к занятию земельного участка (не начали строительство, разработку месторождений полезных ископаемых, общераспространенных полезных ископаемых, в том числе торфа, сапропелей или иное), местный исполнительный комитет в соответствии с его компетенцией по изъятию и предоставлению земельных участков осуществляет действия, указанные в части пятой пункта 8 настоящего Указа, после истечения срока предписания о необходимости занятия земельного участка, направленного землепользователю, землевладельцу, собственнику, арендатору государственным органом, осуществляющим государственный контроль за использованием и охраной земель.
Срок, указанный в предписании, должен быть не более шести месяцев для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и не более одного года - для граждан.
10. При невыполнении в течение двух месяцев со дня принятия решения о предоставлении земельного участка гражданином, индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом предусмотренных в данном решении требований по осуществлению в течение этого срока государственной регистрации земельного участка, прав, ограничений (обременений) прав на него решение о предоставлении земельного участка может быть отменено местным исполнительным комитетом, принявшим это решение, а в случаях, когда земельный участок предоставлялся Президентом Республики Беларусь, областным исполнительным комитетом, - районным, Минским городским, городским (городов областного подчинения) исполнительным комитетом. Указанный срок может быть продлен соответствующим местным исполнительным комитетом не более чем на два месяца, если у гражданина имелась уважительная причина, препятствующая ему обратиться за государственной регистрацией земельного участка, прав, ограничений (обременений) прав на него (болезнь, отсутствие в Республике Беларусь или иная уважительная причина).
Об отмене указанного решения местный исполнительный комитет не позднее 3 рабочих дней уведомляет организацию по государственной регистрации.
11. Запрещается, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, отчуждение предоставленных в частную собственность для строительства капитальных строений (зданий, сооружений) земельных участков (купля-продажа, мена, дарение) до получения их собственниками документов, удостоверяющих право на расположенные на этих участках капитальные строения, за исключением отчуждения земельных участков местным исполнительным комитетам и дарения гражданами земельных участков близким родственникам, а также отчуждения земельных участков с расположенными на них не завершенными строительством законсервированными капитальными строениями либо приобретенных на аукционе по продаже земельных участков в частную собственность.
Отчуждение земельных участков и расположенных на них капитальных строений (зданий, сооружений) осуществляется одновременно, за исключением отчуждения указанных строений на снос.
12. Не требуется принятие местным исполнительным комитетом решения об изъятии и предоставлении земельного участка либо переходе права на него в случае перехода права на расположенное на нем капитальное строение (здание, сооружение), в том числе не завершенное строительством законсервированное, к другому лицу, если при этом не изменяется целевое назначение земельного участка, вид вещного права на него, его размер и границы. В этом случае государственная регистрация перехода права на земельный участок осуществляется в установленном законодательством порядке на основании документов, представленных для осуществления государственной регистрации перехода права на такое капитальное строение (здание, сооружение).
Организация по государственной регистрации в течение 5 рабочих дней со дня совершения регистрационного действия в соответствии с частью первой настоящего пункта уведомляет о переходе права областную (Минскую городскую) землеустроительную и геодезическую службу, находящуюся в подчинении Государственного комитета по имуществу, соответствующий местный исполнительный комитет и территориальные налоговые органы по месту нахождения земельного участка.
При переходе права на расположенное на земельном участке капитальное строение (здание, сооружение) к другому лицу, если при этом изменяется целевое назначение земельного участка или вид вещного права на него либо его размер и (или) границы, местный исполнительный комитет на основании проекта отвода этого участка принимает решение о его изъятии у прежнего землепользователя и предоставлении другому лицу.
13. Утвердить прилагаемые:
Положение о порядке изъятия и предоставления земельных участков;
Положение о порядке изъятия и предоставления земельных участков в г. Минске и областных центрах юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для строительства капитальных строений (зданий, сооружений);
Положение о порядке формирования и предоставления земельных участков для размещения объектов недвижимого имущества, обслуживания подлежащего продаже недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности;
Положение о порядке перевода земель из одних категорий и видов в другие и отнесения земель к определенным видам.
14. Установить, что председатели местных исполнительных комитетов несут дисциплинарную, административную ответственность за нарушение требований законодательных актов об изъятии и предоставлении земельных участков, а также требований по соблюдению установленного в соответствии с законодательством режима ведения хозяйственной деятельности в границах водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов, лесов с особым режимом лесопользования и особо охраняемых природных территорий при принятии решений о размещении объектов в границах таких земель, а при наличии в их действиях состава преступления - уголовную ответственность.
15. Нарушение порядка формирования, изъятия и предоставления земельных участков, в том числе установленных законодательными актами сроков рассмотрения заявлений граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц о предоставлении земельных участков, порядка и срока работы комиссии по выбору места размещения земельного участка, согласования документов, необходимых для принятия решений об изъятии и предоставлении земельных участков, сроков принятия таких решений, порядка перевода земель из одних категорий и видов в другие и отнесения земель к определенным видам, условий отвода земельных участков, в том числе возмещения убытков, потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства, влечет наложение штрафа на виновных лиц в размере до пяти базовых величин.
Необоснованный отказ местного исполнительного комитета в изъятии и предоставлении земельного участка либо в заключении договора аренды земельного участка, непринятие мер по изъятию и предоставлению земельного участка в установленные сроки, а также нарушение порядка представления и распространения информации о свободных (незанятых) земельных участках влекут наложение штрафа на должностных лиц, допустивших указанные нарушения, в размере от трех до тридцати базовых величин.
Право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями первой и второй настоящего пункта, предоставляется прокурорам, уполномоченным должностным лицам органов Комитета государственного контроля и Государственного комитета по имуществу, а рассматривать дела об указанных правонарушениях - уполномоченным должностным лицам органов Комитета государственного контроля.
16. Внести изменения в следующие указы Президента Республики Беларусь:
16.1. из абзаца четвертого пункта 3 Указа Президента Республики Беларусь от 3 ноября 2005 г. № 520 "О совершенствовании правового регулирования отдельных отношений в экономической сфере" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 174, 1/6913) слова "земельных участков," и "ограничений (обременений) прав на земельные участки," исключить;
16.2. в Указе Президента Республики Беларусь от 27 февраля 2007 г. № 108 "О некоторых мерах по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 56, 1/8392):
в пункте 1:
абзац второй подпункта 1.1 изложить в следующей редакции:
"продажи на аукционе по продаже объекта государственной собственности и на право заключения договора аренды земельного участка для обслуживания недвижимого имущества с установлением начальной цены продажи неиспользуемого государственного имущества, равной одной базовой величине, определенной законодательством (далее - аукцион по продаже объекта);";
в абзаце первом подпункта 1.2 слова "аукционе с установлением начальной цены продажи, равной одной базовой величине, определенной законодательством," заменить словами "аукционе по продаже объекта";
в Положении о порядке отчуждения и передачи в безвозмездное пользование неиспользуемого государственного имущества, находящегося в республиканской собственности, утвержденном данным Указом:
в пункте 4 слова "аукционе с установлением начальной цены продажи, равной одной базовой величине, определенной законодательством," заменить словами "аукционе по продаже объекта государственной собственности и на право заключения договора аренды земельного участка для обслуживания недвижимого имущества с установлением начальной цены продажи неиспользуемого государственного имущества, равной одной базовой величине, определенной законодательством (далее - аукцион по продаже объекта),";
в подпункте 6.1 пункта 6 слова "аукционе с установлением начальной цены продажи, равной одной базовой величине, определенной законодательством," заменить словами "аукционе по продаже объекта,";
пункты 7 и 8 изложить в следующей редакции
:
"7. Аукцион по продаже объекта является открытым. К участию в нем допускаются негосударственные юридические лица, индивидуальные предприниматели. Порядок организации и проведения аукциона по продаже объекта устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.
Объект государственной собственности, реализуемый на аукционе по продаже объекта, и право заключения договора аренды земельного участка, необходимого для обслуживания этого объекта, составляют единый предмет аукциона по продаже объекта.
8. Начальная цена единого предмета аукциона по продаже объекта определяется как сумма начальной цены продажи неиспользуемого имущества, равной одной базовой величине, определенной законодательством, и начальной цены права заключения договора аренды земельного участка, определяемой на основании кадастровой стоимости этого участка с применением коэффициентов в зависимости от срока его аренды, установленных Советом Министров Республики Беларусь для определения платы за право заключения договоров аренды земельных участков, предоставляемых без проведения аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков.".
17. Признать утратившими силу отдельные указы и положения указов Президента Республики Беларусь согласно приложению.
18. Настоящий Указ не распространяется на отношения по продаже на аукционах недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности, решения по продаже которого были приняты в установленном законодательством порядке до 18 декабря 2007 г., а также на отношения по продаже государственного недвижимого имущества в процессе исполнения судебных решений.
19. Совету Министров Республики Беларусь:
19.1. в течение года после вступления настоящего пункта в силу обеспечить внесение в установленном порядке в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь проектов законов, предусматривающих приведение Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в соответствие с настоящим Указом;
19.2. в трехмесячный срок обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Указом и осуществить иные меры по его реализации;
19.3. совместно с Комитетом государственного контроля и Генеральной прокуратурой продолжить работу по дальнейшему совершенствованию законодательства в области охраны и использования земель.
20. Местным исполнительным комитетам до 1 февраля 2008 г. сформировать и утвердить перечни свободных (незанятых) земельных участков, а также установить порядок распространения информации о таких участках с определением должностного лица соответствующего местного исполнительного комитета, ответственного за формирование этих перечней и распространение включенной в них информации.
21. Контроль за соблюдением порядка изъятия и предоставления земельных участков, перевода земельных участков из одной категории (вида) в другую (другой) возложить на Комитет государственного контроля и Государственный комитет по имуществу.
Надзор за точным и единообразным исполнением законодательства, регулирующего порядок изъятия и предоставления земельных участков, возлагается на Генерального прокурора и подчиненных ему прокуроров.
22. Настоящий Указ вступает в силу с 1 января 2008 г., за исключением пунктов 19, 20 и данного пункта, вступающих в силу со дня официального опубликования этого Указа.
Пункт 15 настоящего Указа сохраняет свое действие до вступления в силу законов о внесении изменений и (или) дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и (или) Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Президент Республики Беларусь А.ЛУКАШЕНКО.
27 декабря 2007 г. г. Минск.
* Действие настоящего абзаца не распространяется на граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, постоянно проживающих и (или) работающих в гг. Бресте, Витебске, Гомеле, Гродно, Минске, Могилеве.
* К жилым домам повышенной комфортности относятся жилые дома с одним из следующих критериев: либо размещаемые в первой экономико-планировочной зоне, либо строящиеся с применением индивидуальных архитектурных, планировочных и конструктивных решений (высота хотя бы одного жилого этажа превышает 3 метра, коэффициент отношения общей площади к жилой хотя бы одной квартиры, кроме однокомнатных, 2 и более, общая площадь хотя бы одной квартиры составляет более 140 кв. метров).
УТВЕРЖДЕНО Указом Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 г. № 667
Положение о порядке изъятия и предоставления земельных участков
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящим Положением определяется порядок изъятия и предоставления земельных участков, в том числе для государственных нужд, из всех категорий земель, независимо от цели использования земельных участков и вида вещного права на них, формирования земельных участков для проведения аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков (далее - аукцион аренды) и аукционов по продаже земельных участков в частную собственность (далее - аукцион продажи), продления срока пользования земельными участками, предоставленными во временное пользование.
2. Изъятие и предоставление земельных участков в г. Минске и областных центрах юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для строительства капитальных строений (зданий, сооружений) осуществляется в соответствии с настоящим Положением, если иное не определено Положением о порядке изъятия и предоставления земельных участков в г. Минске и областных центрах юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для строительства капитальных строений (зданий, сооружений).
Формирование земельных участков для размещения объектов недвижимого имущества в Республике Беларусь, за исключением г. Минска и областных центров, строительство которых предусмотрено решением Президента Республики Беларусь либо государственной программой, утвержденной Президентом Республики Беларусь или Советом Министров Республики Беларусь, а также при продаже в установленном порядке на аукционе недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности, осуществляется в соответствии с Положением о порядке формирования и предоставления земельных участков для размещения объектов недвижимого имущества, обслуживания подлежащего продаже недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности.
3. Земельные участки для строительства и обслуживания линейных сооружений (газопроводов, нефтепроводов, кабельных линий электропередачи, связи и других сооружений) в границах охранных зон (контролируемых полос) этих сооружений из земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, земель лесного фонда, не предусмотренных по условиям их эксплуатации для лесовыращивания, предоставляются юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям в постоянное пользование либо аренду.
4. Изъятие и предоставление земельных участков (за исключением земельных участков из земель лесного фонда, указанных в пункте 3 настоящего Положения) не требуется для строительства (реконструкции, капитального ремонта) линейных сооружений (газопроводов, нефтепроводов, кабельных линий электропередачи, связи и других сооружений), осуществляемого в границах охранных зон (контролируемых полос) этих сооружений в срок до полутора лет без вырубки древесно-кустарниковой растительности. Строительство таких сооружений осуществляется на основании земельно-кадастровой документации, указанной в пункте 18 настоящего Положения, акта выбора места размещения земельного участка в соответствии с утвержденной градостроительной документацией с возмещением убытков и потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства (если они имеют место).
5. Земельные участки предоставляются в аренду или в частную собственность по результатам аукционов аренды и аукционов продажи, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 6 Указа, утверждающего настоящее Положение.
6. Договор аренды земельного участка, заключаемый при его предоставлении, в том числе по результатам аукциона аренды, подготавливается местным исполнительным комитетом, принявшим решение о предоставлении этого участка, в соответствии с типовой формой, установленной Советом Министров Республики Беларусь.
7. Средства, полученные от проведения аукционов, направляются в соответствующие местные бюджеты, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, и используются на строительство (реконструкцию, ремонт) объектов инфраструктуры; финансирование работ (услуг), связанных с изъятием земельных участков для проведения аукционов, в том числе по государственной регистрации этих участков; проведение аукционов аренды и аукционов продажи.
Средства, полученные от проведения аукционов аренды для строительства автозаправочных станций, направляются в республиканский бюджет и используются для финансирования строительства и реконструкции автозаправочных станций на территории районов и проведения таких аукционов для строительства автозаправочных станций.
8. Земельный участок предоставляется после его изъятия у прежнего землепользователя, землевладельца, собственника или арендатора (далее - землепользователь).
При необходимости использования земельного участка, находящегося в частной собственности, для государственных нужд, указанных в пункте 10 настоящего Положения, право частной собственности на этот участок может быть прекращено с одновременным выкупом такого участка и передачей его в собственность Республики Беларусь по решению местного исполнительного комитета при наличии письменного согласия собственника земельного участка на его изъятие для государственных нужд, а при отсутствии такого согласия - по решению суда.
Выкуп земельного участка для государственных нужд производится по его кадастровой стоимости на момент выкупа в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.
9. Размеры убытков, причиненных землепользователям изъятием у них земельных участков и сносом расположенных на них объектов недвижимости, устанавливаются организациями по перечню и в порядке, определяемых Советом Министров Республики Беларусь. Потери сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства возмещаются в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.
При изъятии земельного участка и сносе находящихся на нем одноквартирного, блокированного жилого дома, иных строений, сооружений и насаждений при нем местный исполнительный комитет обеспечивает в соответствии с жилищным законодательством по выбору собственника реализацию его права на предоставление благоустроенной квартиры в собственность или строительство и (или) получение в собственность жилого дома, строений и сооружений при нем, равноценных сносимым по благоустройству и общей площади, перенос и восстановление жилого дома в ином месте, получение денежной компенсации вместо изымаемого земельного участка с расположенными на нем жилым домом, иными строениями, сооружениями, насаждениями.
В случае объективной невозможности (в том числе обусловленной градостроительными проектами, генеральными планами городов и иных населенных пунктов, градостроительными проектами детального планирования, утвержденными в соответствии с законодательством) предоставления собственнику сносимых одноквартирного, блокированного жилого дома, иных строений, сооружений и насаждений при нем права на строительство и (или) получение в собственность иного жилого дома, строений и сооружений при нем, равноценных сносимым по благоустройству и общей площади, либо на перенос и восстановление жилого дома в ином месте, местный исполнительный комитет обязан по выбору собственника обеспечить реализацию его иных прав, предусмотренных в части второй настоящего пункта.
Решение местного исполнительного комитета об изъятии земельного участка и сносе находящихся на нем одноквартирного, блокированного жилого дома, иных строений, сооружений и насаждений может быть обжаловано в суд. В этом случае выполнение решения местного исполнительного комитета приостанавливается до вынесения судом соответствующего решения.
10. Изъятие и предоставление земельных участков для государственных нужд осуществляется в целях обеспечения национальной безопасности, охраны окружающей среды и историко-культурного наследия, размещения и обслуживания объектов социальной, производственной, транспортной, инженерной и оборонной инфраструктуры, разработки месторождений полезных ископаемых, реализации международных договоров Республики Беларусь, государственной схемы комплексной территориальной организации Республики Беларусь, схем комплексной территориальной организации областей, градостроительных проектов, генеральных планов городов и иных населенных пунктов, градостроительных проектов детального планирования, утвержденных в соответствии с законодательством, а также для размещения объектов недвижимого имущества, строительство которых предусмотрено решениями Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь либо государственными программами, утвержденными Президентом Республики Беларусь или Советом Министров Республики Беларусь.
11. Для изъятия и предоставления земельного участка требуются:
11.1. предварительное согласование места размещения земельного участка для строительства объекта (далее - предварительное согласование, если настоящим Положением не предусмотрено иное).
Без предварительного согласования предоставляются земельные участки:
гражданам Республики Беларусь - для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов, строительства (установки) временных индивидуальных гаражей, обслуживания принадлежащих на праве собственности или ином законном основании капитальных строений (зданий, сооружений) в границах сельского населенного пункта и поселка городского типа (при наличии утвержденного генерального плана населенного пункта), города (при наличии градостроительного проекта детального планирования), для ведения личного подсобного хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства, традиционных народных промыслов, огородничества, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных, а также свободные (незанятые) земельные участки, в том числе с расположенными на них неиспользуемыми объектами недвижимости, подлежащими сносу (далее - свободные (незанятые) земельные участки), которые могут быть предоставлены гражданам для строительства и обслуживания таких домов в населенных пунктах, либо свободные (незанятые) в дачном кооперативе, садоводческом товариществе;
гражданам Республики Беларусь, проживающим в населенном пункте и имеющим земельные участки во владении, пользовании для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов, ведения личного подсобного хозяйства, предоставленные им до 1 января 1999 г., при условии, что сведения о данных участках внесены в земельно-кадастровую документацию соответствующего местного исполнительного комитета до указанной даты;
юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям - для строительства и обслуживания многоквартирного жилого дома, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры в границах сельского населенного пункта и поселка городского типа (при наличии утвержденного генерального плана), города (при наличии градостроительного проекта детального планирования) либо незанятые и предназначенные для жилищного строительства в сельском населенном пункте, а также для ведения лесного, сельского, подсобного сельского хозяйства, реконструкции (капитального ремонта) объектов инженерной и транспортной инфраструктуры и строительства объектов (за исключением мест добычи общераспространенных полезных ископаемых открытым способом), необходимых для такой реконструкции (капитального ремонта);
резидентам свободных экономических зон - для строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества в границах свободных экономических зон (при наличии утвержденных в установленном порядке генеральных планов этих зон);
11.2. разработка проекта отвода земельного участка и принятие на его основе решения об изъятии и предоставлении данного участка;
11.3. установление границ предоставленного земельного участка на местности, государственная регистрация создания земельного участка и возникновения права на него.
ГЛАВА 2
ПОРЯДОК ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СОГЛАСОВАНИЯ МЕСТА РАЗМЕЩЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА
12. Предварительное согласование проводится с учетом градостроительной документации:
районными исполнительными комитетами - при предоставлении земельного участка из земель в границах районов, городов районного подчинения, сельских населенных пунктов, поселков городского типа, дачных кооперативов, садоводческих товариществ;
Минским городским исполнительным комитетом, городскими (городов областного подчинения) исполнительными комитетами - соответственно при предоставлении земельного участка из земель г. Минска и земель городов областного подчинения.
Выбор места размещения земельного участка для строительства объектов, решение о размещении которых принято Президентом Республики Беларусь, может осуществляться в ином порядке, предусмотренном Президентом Республики Беларусь или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь.
13. Для выбора места размещения земельного участка местный исполнительный комитет своим решением создает комиссию по выбору места размещения земельного участка (далее - комиссия), действующую на постоянной основе, определяет ее персональный состав, назначает председателя комиссии из числа заместителей председателя местного исполнительного комитета и утверждает регламент ее работы.
В состав комиссии включаются уполномоченные должностные лица областной (Минской городской) землеустроительной и геодезической службы Государственного комитета по имуществу (далее - землеустроительная и геодезическая служба), территориального органа Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, территориального органа (подразделения) по чрезвычайным ситуациям, государственного органа (учреждения), осуществляющего государственный санитарный надзор, территориального органа архитектуры и строительства (градостроительства) местного исполнительного комитета, сельского, поселкового исполнительного комитета, организации по землеустройству*, представители проектных организаций, которые будут осуществлять работы по проектированию объекта. В состав комиссии могут включаться представители других заинтересованных организаций (по решению местного исполнительного комитета).
14. Гражданин, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении им земельного участка (далее - заинтересованное лицо), обращаются в местный исполнительный комитет по месту нахождения испрашиваемого земельного участка с заявлением о предоставлении этого участка.
В заявлении указываются:
цель, для которой испрашивается земельный участок;
вещное право на испрашиваемый земельный участок;
характеристика объекта строительства, включающая его функциональное назначение и ориентировочные размеры;
намечаемое место размещения земельного участка и его примерная площадь.
В заявлении юридического лица, индивидуального предпринимателя дополнительно указываются объем планируемых инвестиций и источники финансирования строительства объекта (за исключением культовых строений, строительство которых осуществляется религиозными организациями).
В случае, если земельный участок испрашивается для государственных нужд, в заявлении указываются основания (одно или несколько), предусмотренные пунктом 10 настоящего Положения, и к заявлению прилагаются копии документов (либо выписки из них), подтверждающих эти основания.
К заявлению прилагаются без нотариального засвидетельствования копии устава, свидетельства о государственной регистрации юридического лица, документ с указанием его банковских реквизитов, или копия свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, или копии документов, содержащие идентификационные сведения о гражданине**, испрашивающем земельный участок.
15. Местный исполнительный комитет в течение 3 рабочих дней со дня поступления заявления заинтересованного лица рассматривает это заявление и при отсутствии оснований для отказа в предоставлении земельного участка, обусловленных градостроительными регламентами, природоохранными (с учетом требований по соблюдению установленного в соответствии с законодательством режима ведения хозяйственной деятельности в границах водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов, лесов с особым режимом лесопользования и особо охраняемых природных территорий) и другими требованиями законодательства поручает организации по землеустройству подготовить земельно-кадастровую документацию, необходимую для работы комиссии, и одновременно сообщает заинтересованному лицу о результатах рассмотрения его заявления. К поручению местный исполнительный комитет прилагает заявление заинтересованного лица и документы, поданные им в соответствии с пунктом 14 настоящего Положения. Поручение местного исполнительного комитета, направленное с нарушениями требований данного пункта, возвращается организацией по землеустройству в день его рассмотрения для внесения его не позднее 1 рабочего дня в соответствии с установленными требованиями.
При принятии решения об отказе заинтересованному лицу в предоставлении земельного участка местный исполнительный комитет в течение 3 рабочих дней после принятия такого решения сообщает об этом заявителю с указанием оснований отказа, соответствующих законодательству.
Решение об отказе в предоставлении земельного участка может быть обжаловано в вышестоящий исполнительный комитет и (или) в суд.
16. Подготовка земельно-кадастровой документации, необходимой для работы комиссии, осуществляется организацией по землеустройству на основании договора подряда, заключаемого данной организацией с заинтересованным лицом, за счет средств этого лица.
Договор подряда заключается в течение 3 рабочих дней со дня получения указанной организацией поручения местного исполнительного комитета о подготовке земельно-кадастровой документации. Этот срок продлевается организацией по землеустройству на период, в течение которого у гражданина имелась уважительная причина, препятствующая ему заключить договор подряда (болезнь, отсутствие в Республике Беларусь или иная уважительная причина). При неподписании договора подряда заинтересованным лицом в течение 7 рабочих дней или неоплате им предусмотренных в договоре работ (услуг) в срок, установленный таким договором, организация по землеустройству возвращает местному исполнительному комитету его поручение без исполнения с пояснением причин неисполнения и письменно информирует заинтересованное лицо об отсутствии оснований для подготовки земельно-кадастровой документации.
17. Место размещения земельного участка намечается организацией по землеустройству с участием заинтересованного лица с учетом требований, предусмотренных пунктом 2 Указа, утверждающего настоящее Положение.
При определении места размещения земельного участка для реконструкции и (или) расширения действующего объекта, требующего предоставления земельного участка большего размера, организация по землеустройству с участием заинтересованного лица проводит детальное обследование земельных участков, ранее предоставленных для строительства данного объекта (проверяются использование их по целевому назначению, состояние работ по рекультивации земель, выполнение других условий предоставления земельных участков).
На основании землеустроительной документации осуществляется сбор информации о предполагаемом месте размещения земельного участка: состав и качество его земель, ориентировочный размер убытков, которые могут быть причинены землепользователю, потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства, связанных с изъятием данного участка, условия снятия, сохранения и использования плодородного слоя почвы, право вырубки древесно-кустарниковой растительности и использования получаемой древесины, восстановления нарушенных мелиоративных систем, наличие ограничений (обременений) прав в использовании земельного участка.
Земельно-кадастровая документация, необходимая для работы комиссии и рассмотрения предложений о месте размещения земельного участка на ее заседании, должна быть представлена председателю этой комиссии организацией по землеустройству в течение 25 рабочих дней со дня заключения договора подряда на подготовку такой документации с заинтересованным лицом. В случае выполнения большого объема работ, необходимых для разработки земельно-кадастровой документации (предполагается изъятие земельных участков из земель пяти и более землепользователей), этот срок может быть продлен руководителем организации по землеустройству по согласованию с председателем комиссии, но не более чем до двух месяцев.
18. Земельно-кадастровая документация, необходимая для работы комиссии, включает:
18.1. заявление заинтересованного лица и прилагаемые к нему документы в соответствии с пунктом 14 настоящего Положения;
18.2. письменное согласие (отказ) землепользователя на размещение земельного участка на его землях и изъятие у него данного участка;
18.3. документы о составе и качестве земель этого участка, ориентировочный размер убытков, потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства;
18.4. заключения:
Департамента по геологии Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды о наличии (об отсутствии) в границах испрашиваемого земельного участка разведанного месторождения полезных ископаемых - в случае согласования места размещения земельного участка вне границ территорий перспективного развития населенных пунктов, установленных утвержденной градостроительной документацией. При наличии в границах испрашиваемого земельного участка такого месторождения в заключении также отражаются возможность и условия застройки этого участка;
Белорусского государственного концерна по нефти и химии - в случае согласования места размещения земельного участка для строительства автомобильной заправочной станции и склада нефтепродуктов;
Уполномоченного по делам религий и национальностей - в случае согласования места размещения земельного участка для строительства культовых строений;
владельца автомобильной дороги - в случае согласования места размещения земельного участка в придорожной полосе (контролируемой зоне) автомобильной дороги общего пользования;
местного исполнительного комитета - в случае согласования места размещения земельного участка в пределах территории перспективного развития населенного пункта;
государственного производственного объединения по топливу и газификации "Белтопгаз" - в случае согласования места размещения земельного участка для строительства объекта хранения сжиженного углеводородного газа;
других организаций - в случае необходимости (по решению местного исполнительного комитета).
Организация по землеустройству в течение срока, указанного в части четвертой пункта 17 настоящего Положения, согласовывает земельно-кадастровую документацию по предполагаемому месту размещения земельного участка с названными в настоящем подпункте органами и организациями, которые представляют свои заключения в течение 3 рабочих дней со дня поступления к ним документов на согласование.
В случае, если заинтересованное лицо изъявит желание самостоятельно согласовать место размещения земельного участка с органами и организациями, указанными в настоящем подпункте, земельно-кадастровая документация передается этому лицу;
18.5. копию земельно-кадастрового плана (части плана) с нанесенными границами земельного участка, а также границами водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов, особо охраняемых природных территорий (при их наличии).
19. Комиссия не позднее 5 рабочих дней со дня получения от организации по землеустройству земельно-кадастровой документации рассматривает эту документацию. Лицо, заинтересованное в предоставлении ему земельного участка, должно быть уведомлено о месте и времени заседания комиссии и может принять в нем участие.
Результаты работы комиссии оформляются актом выбора места размещения земельного участка по форме, установленной Государственным комитетом по имуществу, который составляется в трех экземплярах (в случае, если изъятие и предоставление испрашиваемого земельного участка входит в компетенцию областного исполнительного комитета - в четырех экземплярах), подписывается всеми членами комиссии и ее председателем в день выбора места размещения этого участка и в течение 5 рабочих дней утверждается председателем местного исполнительного комитета.
При наличии обоснованных возражений у членов или председателя комиссии председатель местного исполнительного комитета вправе принять решение об утверждении акта выбора места размещения земельного участка, если за такое решение высказались не менее 2/3 членов комиссии. С указанным актом ознакамливается под роспись заинтересованное лицо.
Если решение об изъятии и предоставлении земельного участка входит в компетенцию областного исполнительного комитета, этот комитет вправе определить случаи, при которых акт выбора места размещения земельного участка, утвержденный в установленном порядке председателем районного исполнительного комитета, представляется на согласование председателю областного исполнительного комитета. При этом акт выбора направляется на согласование в течение 2 рабочих дней со дня его утверждения председателем районного исполнительного комитета и согласовывается председателем областного исполнительного комитета в течение 5 рабочих дней со дня его поступления.
20. В акте выбора места размещения земельного участка должны указываться условия предоставления земельного участка с учетом требований, предусмотренных пунктом 2 Указа, утверждающего настоящее Положение, обоснование наиболее целесообразного места размещения земельного участка, состав и качество земель, наличие сервитута, ограничений (обременений) прав в использовании земельного участка, условия снятия, сохранения и использования плодородного слоя почвы, право вырубки древесно-кустарниковой растительности и использования получаемой древесины, ориентировочные размеры убытков, потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства (если они имеют место), необходимость проведения почвенных и агрохимических обследований для определения фактического размера потерь сельскохозяйственного производства, оценки воздействия намечаемого к строительству объекта на окружающую среду или окружающей среды на объект, обоснование необходимости размещения объекта, срок подготовки проектной документации на строительство объекта с учетом ее государственной экспертизы, срок направления в организацию по землеустройству генерального плана объекта строительства с проектируемыми инженерными сетями, разработанного в составе проектной документации - архитектурного проекта или утверждаемой части строительного проекта (далее - генеральный план объекта строительства с проектируемыми инженерными сетями), проектов организации и застройки территорий садоводческого товарищества, дачного кооператива, который не может превысить двух лет со дня утверждения акта выбора места размещения земельного участка, условия проведения общественного обсуждения размещения объекта строительства (при необходимости), иные условия выполнения проектно-изыскательских работ.
К акту выбора места размещения земельного участка прилагается копия земельно-кадастрового плана (части плана) с границами выбранного земельного участка, а также земельного участка, который будет улучшаться снимаемым пл
Источник: law.sb.by